
22 мая 2018 г. 
 

 
РОССИЯ 

 
Несоразмерный приговор за расследование коррупции 

 
Василеостровский суд Санкт-Петербурга приговорил газету «Деловой 
Петербург» и трех ее журналистов к выплате пяти миллионов рублей за 
публикацию статей, разоблачающих коррупцию близкого к российскому 
президенту ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира 
Литвиненко. Репортеры без границ (РБГ) осуждают непрозрачность процесса и 
несоизмеримость приговора. 

 
Ежедневная газета «Деловой Петербург» была приговорена 15 мая 2018 года к 
возмещению ущерба в размере четырех миллионов рублей ректору Санкт-
Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко, который подал на 
издание иск о клевете после публикации расследования, касающегося присвоения 
собственности ВУЗа. 
 
Одновременно с этим к выплатам в размере одного миллиона рублей были 
приговорены авторы статей — Надежда Федорова, Ирина Панкратова и Наталья 
Ковтун. Российское отделение Transparency International, которое также опубликовало 
расследование на эту тему, со своей стороны должно будет выплатить ректору пять 
миллионов рублей.  
 
Процесс был объявлен закрытым по ходатайству истца под предлогом того, что в ходе 
слушаний оглашалась его персональная информация. После вынесения приговора 
Василеостровским судом Санкт-Петербурга, защитники подчеркнули, что их 
аргументация вообще не была принята рассмотрена судьей. “Деловой Петербург” и 
российское отделение Transparency International подали апелляцию и заявляют о своей 
готовности идти в защите своих прав вплоть до Европейского суда по правам человека 
(ЕСПЧ).  
 
Занимающий свой пост с 1994 года Владимир Литвиненко считается самым богатым 
ректором России и даже фигурирует в списках журнала “Форбс” последних лет. В 1990-
х годах он был научным руководителем диссертации Владимира Путина, а начиная с 
2000 года возглавляет во время президентских выборов его петербургский 
предвыборный штаб. 
 
«С трудом верится в состязательность закрытого процесса и беспристрастность судей, 
которые никак не отреагировали на аргументы защиты при том, как инкриминируемые 
публикации разоблачают действия очень влиятельной персоны, — заявляет РБГ. —
Несоразмерный приговор, единственной целью которого является отбить охоту у 
журналистов вести расследования дел, имеющих общественный интерес, должен быть 
пересмотрен в ходе апелляции.» 
 
В ноябре 2016 года «Деловой Петербург» опубликовал серию статей о незаконном 
присвоении близкими к ректору  Санкт-Петербургского горного университета лицами 
общественной собственности, находившейся под управлением учебного заведения. 



Месяц спустя это присвоение было также изобличено российским отделением 
Transparency International. Но лишь в сентябре 2017 года Владимир Литвиненко подал 
иск о клевете против обеих организаций, потребовав возмещения 65 миллионов 
рублей ущерба, из них 30 миллионов — со стороны “Делового Петербурга”. 
 
Газета «Деловой Петербург» основана в 1993 году и за это время стала одним из 
самых уважаемых изданий региона. После неоднократной смены собственника, газета 
была приобретена в декабре 2017 года олигархом Григорием Березкиным. Вскоре 
после этой сделки, на ключевые должности издания был назначен ряд региональных 
чиновников, в то время как его главный редактор Максим Васюков уволился в январе 
2018 года.  
 
Россия занимает 148 место из 180 во всемирном рейтинге свободы прессы за 2018 
год, опубликованном РБГ. 

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/12/27/746712-berzkin-kupil-delovoi-peterburg
https://rsf.org/en/ranking
https://rsf.org/en/ranking

