
30 августа 2017

Исключительно резкие нападки RT на РБГ

“Репортёры без границ” (РБГ) выступают против нападок RT, которые
свидетельствуют об очень далёких от профессиональных стандартов
представлениях о журналистике.

В то время как RT (бывший канал Russia Today) допущен к вещанию Высшим
аудиовизуальным советом (CSA) и готовится  в конце текущего года к запуску
телеканала во Франции, нанимая для этого 100 сотрудников (из них 50 журналистов
для парижской редакции), его главный редактор Маргарита Симонян производит
исключительно резкие нападки в адрес “Репротёров без границ” (РБГ) – флагманской
организации по защите свободы прессы. В статьях, опубликованных на русском,
французском и английском сайтах RT и Спутник, Маргарита Симоньян требует от РБГ
“по-тихому самораспуститься, чтобы не позорить настоящих правозащитников”.

Эти высказывания последовали за тем, как генеральный секретарь организации
Кристоф Делуар упомянул 22 августа в еженедельнике о культуре Télérama о письме,
которое Маргарита Симонян адресовала ему в ноябре 2016 года, после того, как
Европейский парламент принял резолюцию относительно СМИ и пропаганды. В этом
письме главный редактор, имеющая репутацию приближенного к Владимиру Путину
лица, которая возглавляет СМИ, известное тем, что оно следует линии Кремля,
основываясь на фундаментальных текстах международного права, в частности на 19
статье Всемирной декларации о правах человека, Международном пакте о
гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека
просила РБГ о поддержке.

В своём интервью журналу Télérama Кристоф Делуар заявил: “Мы существуем в то
время, когда враги журналистики пользуются именно теми принципами, которые
существуют для того, чтобы её защищать. Сталкиваясь с подобной трактовкой,
международное право оказывается не приспособлено для этого”. Он упомянул об
изобилии новых пропагандистских СМИ, которые часто имеют весьма значительные
ресурсы. Они, естественно, пользуются свободой слова, но очень часто оказываются
крайне далеки от стандартов независимой и честной журналистики. Генеральный
секретарь РБГ не утверждал, что телеканал RT полностью состоит из врагов
журналистики, при том, однако, что его организация выражает сожаление по поводу
его полного подчинения российской власти и действий, часто идущих вразрез с
этическими принципами журналистики и общепринятыми методам фактчекинга.     

“Требовать закрытия организации, занимающейся защитой свободы прессы и
известной во всём мире своей независимостью, тем более пользуясь возможностями
своей собственной редакции, свидетельствует об очень далёких от этических



принципов и профессиональных стандартов представлениях о журналистике, -
выражает своё недоумение генеральный секретарь РБГ Кристоф Делуар, - мы,
безусловно, продолжаем утверждать, что в новую эпоху пропаганды, в которую мы
входим, кое-кто защищает отклонение от журналистских стандартов, основываясь на
международных нормах. В любом случае главный редактор RT может рассчитывать на
РБГ для того, чтобы продолжать поднимать шум в защиту свободной и независимой
журналистики”.

Британский регулятор Ofcom за последние годы неоднократно предупреждал RT за её
“повторяющиеся нарушения” обязательств беспристрастности. 

В подписанной 2 сентября 2105 года с Высшим аудиовизуальным советом конвенции,
компания RT France обязалась уважать “плюралистический характер выражения
различных течений мысли и мнений и честность информации”. Журналистов
призывают к тому, чтобы следить “за соблюдением честного освещения спорных
вопросов и выражения разных точек зрения”. Статья 2-3-5 конвенции также уточняет,
что требование честности применимо ко всем без исключения программам и что
руководство СМИ должно “проявить неукоснительное соблюдение норм
предоставления и обращения с информацией”.

Запущенный в 2005 году телеканал RT (бывший Russia Today) на сегодняшний день -
это российское международное СМИ номер один, которое существует одновременно и
в Интернете, и в виде телевидения. Российская журналистка Маргарита Симоньян
одновременно является главным редактором RT и государственной медиа-группы
“Россия сегодня”, которая объединяет помимо прочего существующую в 34 странах
сеть “Спутник” и “Россия сегодня, финансируемые российским государством.

https://www.ft.com/content/54b38a54-6054-11e5-9846-de406ccb37f2
http://www.telegraph.co.uk/business/2017/02/07/media-watchdog-calls-kremlin-backed-news-channel-rt-impartiality/

