Захват РБК - это “тяжелейший удар по независимой журналистике в России”

“Репортёры без границ” осуждают акт усмирения в отношении независимой медиагруппы РБК.

Возраставшее внешнее давление на РБК завершилось развязкой: 13 мая 2016 года руководство группы уволило её редакционное руководство. Был вынужден уйти главный редактор газеты РБК Максим Солюс, за ним последовала главный редактор холдинга Елизавета Осетинская и главный редактор информационного агентства РБК Роман Баданин.

За последние два года их команда сумела превратить это СМИ в образцовый источник политико-экономической информации. РБК было единственным независимым медиахолдингом с охватом, сопоставимым с аудиторией государственных СМИ.

“Увольнение главных редакторов РБК это тяжелейший удар по независимой российской журналистике, - заявил глава отдела Восточной Европы и Центральной Азии “Репортёров без границ” Иоханн Бир, - приходится констатировать, что в России больше не осталось места расследованиям и репортажам - тому, что лежит в основе качественной  журналистики. Широкомасштабная коррупция и иные противоправные действия властей превратились, судя по всему, в наиболее охраняемые государственные тайны”.

РБК заработал свою репутацию, в частности, благодаря бескомпромиссным расследованиям о коррупции российских элит, казнокрадстве, манипулировании тендерами, сомнительном обогащении высокопоставленных чиновников и приближенных к власти лиц... После того, как весной 2016 года холдинг посвятил ряд  своих публикаций “Панамскому досье” и фактам связанным с обогащением предполагаемого зятя Владимира Путина, перспектива того, что это СМИ постараются усмирить выглядела все более и более вероятной. Это проявилось в обысках в офисах владельца РБК, возбуждении уголовного дела против директора холдинга и преждевременном уходе в академический отпуск Елизаветы Осетинской...

Поэтому, несмотря на объяснения экономического плана, которые сделала дирекция холдинга, никто не сомневается, что увольнение трёх редакторов политически мотивированно. Согласно данным ряда независимых СМИ, другие редакторы РБК, которые сохранили свою работу, теперь должны передавать свои тексты на утверждение генеральным директором холдинга. Ряд журналистов уже заявил о своей готовности уволится, другие ждут проявлений фактов цензуры их текстов, чтобы сделать соответствующие выводы.

Увольнение руководства редакций стало одним из классических методов усмирения  независимых СМИ после того как в 2001 году был стреножен телеканал НТВ. Вслед за первым по значимости информационным сайтом Gazeta.ru, на фоне конфликта в Украине в 2014 году последовал черёд, Lenta.ru. Как правило, СМИ, на которые производится атака превращаются в безобидные и сосредоточенные на гламурных сюжетах. В иных случаях их превращают в инструменты пропаганды, как это случилось с государственным информационным агентством РИА Новости.
