
23 августа 2024 г.

РОССИЯ

Спустя год после смерти Евгения Пригожина, тень
пропагандистской машины ЧВК “Вагнер” по-прежнему нависает

над страной

Год спустя после смерти 23 августа 2023 года Евгения Пригожина некоторые из
медиаструктур бывшего главаря наемников ЧВК “Вагнера» все еще активны в
России, присоединившись к кремлевскому нарративу о российском вторжении в
Украину. Наследники его империи, которые увековечивают его «методы»,
вступили в схватку за то, что от нее осталось. Организация «Репортеры без
границ» (RSF) предупреждает о том, что эта пропагандистская система
продолжает загрязнять информационное пространство.

«Штурмовики «Группы Вагнера» на фоне MRAP «Typhoon» в одной из стран
африканского Сахеля». Таким было последнее сообщение, опубликованное 23 июля
администратором связанного с «Вагнером» Telegram-канала Grey Zone Никитой
Федяниным. Спустя несколько дней этот российский пропагандист был убит в Мали
наряду с другими наемниками из этой группировки. С тех пор на этом канале, который
оставался активным даже после смерти бывшего босса ЧВК “Вагнера” Евгения



Пригожина 23 августа 2023 года, появилось лишь сообщение, подтверждающее его
смерть.

Медиаимперия Евгения Пригожина, включавшая в себя пропагандистские
информагентства, фабрики троллей и Telegram-каналы, была в значительной степени
расформирована после неудачного мятежа в июне 2023 года и его смерти двумя
месяцами позже в России. Однако некоторые из его проектов все еще существуют и
продолжают свою работу по дезинформированию. Telegram-каналы, связанные с ЧВК
“Вагнера”, присоединились к кремлевскому нарративу. Самые популярные каналы -
Grey Zone (565 000 подписчиков), “Оркестр Вагнера” (580 000 подписчиков) и “Кепка
Пригожина” (331 000 подписчиков) - ранее критиковали решения российского военного
командования, которые приводили к российским военным неудачам в Украине. Теперь
же они придерживаются официальной линии, транслируя видео продвижения
российской армии на оккупированных территориях и заявления российских
официальных лиц, не забывая однако при этом отдавать дань уважения ветеранам
«Вагнера», воевавшим в Украине. Они также освещают действия наемников в других
странах, таких как Центральноафриканская Республика, Мали и Венесуэла.

«Спустя год после смерти Евгения Пригожина его медиасети все еще
активны. Подчинившись кремлевскому нарративу, они продолжают
оправдывать войну против Украины. Некоторые из этих пропагандистских
органов, о прекращении деятельности которых ранее заявлялось,
продолжают находиться наготове для того, чтобы возобновить свою
деятельность, если потребуется. На оккупированных украинских
территориях эстафету подхватил бывший приближенный руководителя
“Вагнера” Александр Малкевич, создав по его примеру свою собственную
империю дезинформации. Организация RSF осуждает эти медиасети,
которые загрязняют информационное пространство, превративших
оккупированные украинские территории в информационные черные дыры,
подпитываемые лишь российской пропагандой».

Офис RSF по Восточной Европе и Центральной Азии

Пропагандистские СМИ готовы возобновить работу

Не все СМИ Евгения Пригожина исчезли, а некоторые даже готовы возобновить свою
деятельность. В июне 2024 года российские суды отклонили ходатайство
Роскомнадзора о приостановке действия лицензий «РИА ФАН», «Народных новостей»
и «Экономики сегодня» - трех флагманских СМИ Пригожина, закрытых летом 2023
года, которые должны были быть ликвидированы весной 2024 года, но в итоге были
сохранены и законсервированы. По информации независимого петербургского СМИ
Fontanka.ru, юридические лица заморожены, но СМИ продолжают существовать, и
финансирование доменных имен гарантировано еще на несколько месяцев. Недавно
прошли переговоры с сыном и наследником Пригожина, Павлом Пригожиным о
возобновлении их деятельности, однако окончательное решение пока не принято.

Бывшие соратники Евгения Пригожина ведут ожесточенную борьбу за сохранение
своих позиций в качестве единственных лидеров дезинформации. Так, решение,

https://rsf.org/en/venezuela-rsf-counts-70-violations-press-freedom-15-days
https://primorsky--spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&H_date=26.06.2024
https://www.fontanka.ru/2024/07/23/73862366/


разрешающее продолжение деятельности этих трех СМИ, было принято всего через
несколько дней после ареста Ильи Горбунова - пропагандиста и топ-менеджера
«Патриот Медиа Групп» - холдинга, принадлежащего бывшему шефу "Вагнера",
который был ликвидирован летом 2023 года. Горбунова обвинил в «вымогательстве»
бывший сотрудник и близкий соратник Евгения Пригожина Александр Малькевич,
который после февраля 2022 года развивал кремлевскую пропагандистскую сеть на
оккупированных украинских территориях.

Наследник Пригожина Александр Малькевич, главный пропагандист в
оккупированной части Украины

На оккупированных украинских территориях Александр Малькевич, который сделал
часть своей карьеры в тени “группы Вагнера” утверждает, что он дистанцировался от
Евгения Пригожина еще в 2021 году, продолжает играть роль главного пропагандиста.
Александр Малькевич, будучи обученным «методу Пригожина», особенно активен в
социальных сетях и регулярно заявляет о себе, публикуя «рекомендации» для
«журналистов» на оккупированных территориях Украины, участвуя в работе на них
молодежных форумов или беря интервью у местных «властей».

После российского вторжения в 2022 году Малькевич создал в юго-восточных регионах
Украины свои пропагандистские СМИ, такие как «Мариуполь 24» в Мариуполе,
«Таврия ТВ» в Херсоне, который был оккупирован вплоть до ноября 2022 года, и
медиагруппу «ZaМедиа» в Мелитополе, в состав которой входят телеканал,
радиостанция и несколько местных газет. Эти пропагандистские агентства никогда не
прекращали распространять кремлевский нарратив, систематически представляя
российскую оккупацию как «освобождение», транслируя призывы вступать в ряды
российской армии и освещая каждый шаг Владимира Путина.

На прицеле у правоохранительных органов

Эта пропагандистская система “а-ля Вагнер” не осталась незамеченной. Александра
Малькевича из-за его вмешательство в президентские выборы 2016 года с некоторых
пор разыскивает Госдепартамент США, который предлагает до 10 миллионов
долларов (около 9 миллионов евро) за любую информацию, которая позволит
установить его личность или местонахождение.

Преданный служитель московской пропаганды Александр Малкевич развивает
империю российской дезинформации среди местного населения на оккупированных
территориях. Для работы в своих пропагандистских СМИ он регулярно вербует
живущих под оккупацией молодых украинцев. Однако последние также находятся в
поле зрения закона, а некоторые из соратников Александра Малькевича находятся под
следствием в свободной Украине, как например 19-летний украинский пропагандист,
работающий на телеканале «Мариуполь 24» Александр Якимец, который, с января
2024 года находится под следствием за «коллаборационизм», или как директор
редакции этого канала Игорь Белинский, который находится под следствием с мая
2024 года по такой же самой причине.

https://www.fontanka.ru/2024/06/23/73743479
https://www.reuters.com/world/europe/prigozhin-controlled-russian-media-group-shuts-amid-mutiny-fallout-2023-07-02/
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/04/CP%20enque%CC%82te%20Malkevitch%20V2%20RUS_0.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/04/CP%20enque%CC%82te%20Malkevitch%20V2%20RUS_0.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/04/CP%20enque%CC%82te%20Malkevitch%20V2%20RUS_0.pdf
https://cen4infores.graphlytic.cloud/visualization?vis=139&p=1
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/11/%D0%A3%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%98%D0%9D%D0%90%20-%20%20%D0%93%D0%BE%D0%B4%20%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%CC%86%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2024/08/Yevhenii%20Ilchenko%20-%20Version%20RU.pdf
https://rewardsforjustice.net/fr/rewards/alexander-malkevich
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/04/CP%20enque%CC%82te%20Malkevitch%20V2%20RUS_0.pdf
https://www.gp.gov.ua/ua/posts/povidomlennya-pro-pidozru-ta-povistka-pro-viklik-yakimcya-om-na-29012024-30012024-31012024
https://don.gp.gov.ua/userfiles/file/povidomlennya_pro_pidozru_byelinskomu_i.%D1%8E..pdf
https://don.gp.gov.ua/userfiles/file/povidomlennya_pro_pidozru_byelinskomu_i.%D1%8E..pdf


Украина и Россия занимают соответственно 61 и 162 место из 180 стран мира во
Всемирном индексе свободы прессы RSF за 2024 год.

https://rsf.org/en/index

