
 
21 мая 2019 г. 

 
РОССИЯ 

 
Увольнения и массовые отставки в "Коммерсанте": "жестокий удар по 

независимости российской журналистики" 
 
Проявив солидарность с двумя коллегами уволенными после публикации        
статьи о близком к Владимиру Путину политику, одиннадцать журналистов         
отдела политики газеты "Коммерсант" подали в отставку, в то время как           
редакция предупредила читателей, что она более не может достойным образом          
их информировать. Репортёры без границ выражают обеспокоенность новым        
ударом по редакционной независимости российских журналистов и выражают        
свою полную их поддержку. 
 
Одиннадцать журналистов отдела политики известной ежедневной газеты       
"Коммерсантъ" в понедельник 20 мая одновременно написали заявление об         
увольнении в знак протеста против увольнения их коллег Максима Иванова и Ивана            
Сафронова, авторов ​статьи о влиятельном политике, весьма близкой к Владимиру          
Путину спикере Совета Федерации Валентине Матвиенко. 
 
“В ближайшее время я покину ИД “КоммерсантЪ”, в котором до последнего момента            
занимал должность специального корреспондента. Я покидаю ИД вместе с Максимом          
Ивановым не по своей воле, а в соответствии с решением акционера, высказавшему            
серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста            
спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко", ​объяснил на своей         
странице в Фейсбук​ Иван Сафронов, один из двух уволенных журналистов. 
 
Представитель владельца газеты Алишера Усманова ​опроверг какое-либо       
вмешательство в редакционную политику и заверил, что влиятельный бизнесмен "не          
принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов". Однако          
согласно информации РБГ, два журналиста на самом деле были уволены в результате            
давления со стороны российского олигарха, недовольного их отказом раскрывать         
использованные при написании статьи источники информации. 
 
Позже вечером более 200 журналистов издания подписали на странице в ​Фейсбуке           
обращение к читателям, в котором подтверждается вмешательство акционера,        
профессионализм уволенных коллег и напоминается о принципе защиты источников         
информации. Подписавшие письмо журналисты предупредили “читателей, партнёров       
и рекламодателей” о том, что они “будут лишены качественного и непредвзятого           

https://www.kommersant.ru/doc/3946207
https://www.facebook.com/isafronov/posts/10219767763932544
https://www.facebook.com/isafronov/posts/10219767763932544
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/05/20/801948-usmanov
https://www.facebook.com/gorod095/posts/2305865136159882
https://www.facebook.com/gorod095/posts/2305865136159882


освещения ряда внутриполитических событий” и что неизвестно “сколько продлится         
эта ситуация”. 
 
"Вмешательство акционера в редакционную политику – это жестокий удар по          
независимости российской журналистике, – осудило сложившуюся ситуацию бюро        
Восточной Европы и Центральной Азии, напомнив что "защита журналистских         
источников это один из основных принципов, предусмотренных российским законом.         
Репортёры без границ выражают свою всецелую поддержку журналистам,        
объединившихся для защиты принципов независимой и свободной прессы, которые         
подрываются всё более вопиющим вмешательством  политической власти". 
 
Профсоюз журналистов и работников СМИ России заявил, что он "глубоко озабочен           
ситуацией", осудив "грубое вмешательство акционеров в редакционную политику" и         
призвал к проведению ​забастовки​. Союз журналистов также сделал ​заявление о том,           
что "грубое вмешательство акционеров в редакционную политику издания нарушает         
закрепленное в Конституции РФ право граждан на свободу слова и свободу           
информации". 
 
Некогда считавшийся флагманом российской прессы, издательский дом Коммерсант,        
который издает одноимённую газету, начал постепенно терять свой престиж после          
того, как он был куплен в 2008 году олигархом Алишером Усмановым. В конце 2011              
года 35 журналистов издания опубликовали открытое письмо к акционеру, обвинив его           
в попытках их "запугать" после того как из-за публикации, которую сочли           
оскорбительной для Владимира Путина, был уволен один из руководителей издания.  
 
Совсем недавно – в марте 2019 года – ​была уволена сотрудница Санкт-Петербургской            
редакции Мария Карпенко. Официальная причина увольнения – её публикации в          
Телеграм-канале, которые "противоречили редакционной политике газеты". Между       
тем, сама журналистка убеждена в том, что её увольнение связано с критикой и.о.             
губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова в ходе его предвыборной        
кампании. 

Россия занимает 149 место из 180 во ​всемирном рэнкинге свободы прессы за 2019             
год​, опубликованном РБГ. 

https://www.facebook.com/profsoyuz.zhurnalistov/posts/2171964559548313
https://tass.ru/obschestvo/6449900
https://www.svoboda.org/a/29830046.html
https://rsf.org/en/ranking
https://rsf.org/en/ranking
https://rsf.org/en/ranking

