[image: image1.emf]
31 января 2014

РОССИЯ

Небывалая атака на независимый телеканал
«Репортеры без границ» строго осуждают беспрецедентную кампанию по оказанию давления на телеканал «Дождь». Один из немногих независимых федеральных телеканалов в России, «Дождь» известен своими свободными взглядами и открытостью оппозиционным взглядам. Несмотря на вещание исключительно кабельное, спутниковое и через интернет, канал смог привлечь большую аудиторию, особенно среди среднего класса городского населения. Но под предлогом показа неоднозначного опроса телеканал внезапно исчез с большинства экранов, и с 30-го января прокуратура Санкт-Петербурга начала его проверку. 
«Глубокая несоразмерность между событиями, которые вменяют в вину «Дождю», и принятыми мерами создает впечатление, что это только повод, чтобы заставить замолчать единственный независимый голос на российском телевидении. Если такой опрос и вызывает определенные вопросы, они касаются журналистской этики и возможности обращаться к недавней истории, но несомненно не закона. Более обоснованной была бы проверка прокуратурой произвольного отключения канала из вещания кабельных и спутниковых сетей, как того потребовал Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Вмешательство вещательных компаний в редакционный контент – это недопустимое превышение полномочий», - заявил Йохан Бир, глава отдела Восточной Европы и Центральной Азии «Репортеров без границ». 
«Отключение «Дождя» от вещания большинства кабельных сетей подвергает его риску потерять множество рекламодателей и ставит под вопрос его экономическую жизнеспособность. За несколько дней до открытия Олимпийский игр в Сочи это событие необходимо рассматривать более глобально: исчезновение «Дождя» может нанести большой удар по свободе информации в стране», - заключил он. 

26 января 2014-го года, накануне 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда немецкой армией во время Второй мировой войны, «Дождь» предложил своим зрителям ответить на вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Блокада города, которую сняли после двух с половиной лет бесплодной осады, повлекла за собой смерть более миллиона мирных граждан. Вопрос, заданный «Дождем», спровоцировал волну возмущения в стране, где советское сопротивление нацизму свято и где официальная история Второй мировой войны редко ставится под вопрос. Вследствие такой реакции «Дождь» быстро принес извинения и убрал опрос со своего веб-сайта. Но поток нападок на канал не иссяк и принял массовый характер, а количество призывов к цензуре увеличилось, в том числе со стороны депутатов. 
Начиная с 29 января большинство российских операторов кабельных и спутниковых сетей один за другим прекратили трансляцию «Дождя». Ситуация по-прежнему неясна, поскольку многие операторы чередуют отключение и возобновление вещания канала, но передачи «Дождя» больше не могут смотреть зрители таких операторов, как «Акадо», «Дом.ру», «НТВ+ » (абоненты которого составляют около 80% его аудитории), «Ростелеком» и «Билайн». Эти волнения спровоцировали и отключение вещания канала многими операторами в регионах. Крупнейший оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» направил «Дождю» письменное уведомление, в котором выступил против «нарушения общественной нравственности» и предупредил о возможности расторжении контракта с этим каналом «в случае сохранения некорректной контентной политики».
Регулирующая служба Минкомсвязи, Роскомнадзор, не стала наказывать «Дождь» предупреждением, лишь направив в редакцию «профилактическое письмо». А вот прокуратура Санкт-Петербурга приступила к рассмотрению дело этого канала на заседании 30-го января. В ближайшие дни орган решит, нарушил ли канал закон. Вопрос, в частности, в том, подпадает ли случившееся под законодательство об «экстремизме» (282 статья уголовного кодекса). Совет по правам человека, консультативный орган Кремля, объединяющий множество правозащитников, попросил Генпрокуратуру проверить законность отключения телевизионного вещания канала «Дождя» кабельными и спутниковыми операторами. 
