
7 февраля 2022 г.

РОССИЯ

Запрет на вещание Deutsche Welle выходит за все рамки

Организация «Репортеры без границ» (RSF) осуждает запрет на работу в России
немецкой общественной вещательной компании Deutsche Welle в отместку на
решение Германии прекратить вещание без лицензии в Германии российской
государственной вещательной компании RT DE. Этот случай – напоминание о
необходимости срочного устранения потенциальных пробелов в регулировании
и гармонизации лицензирования на европейском уровне.

Медиагруппа Deutsche Welle подтвердила, что начиная с 4 февраля она закрывает
свое московское бюро. Это произошло всего день спустя после того, как Россия ввела
запрет на вещание Deutsche Welle на своей территории. Аккредитация всех
сотрудников DW в России будет отозвана и будет инициирована процедура
провозглашения DW «иностранным агентом».

Согласно заявлению российского министерства иностранных дел, эти меры являются
ответной мерой на решение Комиссии по лицензированию и надзору Германии (ZAK),
которая решила запретить RT DE с 1 февраля транслировать свои программы на
немецком языке из-за отсутствия лицензии. По состоянию на эту дату, RT DE не
подавала заявку на получение лицензии в Германии и не получал ее.

«Представляется совершенно неприемлемым, что российское правительство
реагирует на проблему регулирования СМИ в Германии, фактически ставя вне закона
работу крупного вещателя, – заявил исполнительный директор RSF в Германии
Кристиан Мир. – Мы призываем Министерство иностранных дел России отменить этот
запрет. Это серьезный удар по плюрализму СМИ и по свободе информации в этой
стране, где она и так сокращена до абсолютного минимума. Вдобавок ко всему, не
сулит ничего хорошего и угроза со стороны МИД принять некие дополнительные
контрмеры».

По мнению RSF, реакция России несоразмерна и не может сравниваться с решением
ZAK по ряду причин. Если сотрудники RT DE (бывшая Russia Today) начиная с 2015
года имеют возможность пользоваться режимом свободы прессы и работать в
Германии, то у DW больше не будет права заниматься журналистикой в России. RT DE
может принять решение о подаче заявки на получение лицензии на вещание в
Германии, а также продолжать нанимать журналистов в Германии безо всякой
предварительной аккредитации, вести веб-сайт, производить и распространять (но не
транслировать напрямую) видеоконтент точно так же, как это было и раньше. А на
иностранных корреспондентов в России распространяется общие требования об

https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1796909
https://www.faz.net/aktuell/feuilleton/medien/russischer-tv-sender-verbreitung-von-rt-deutsch-untersagt-17773041.html


аккредитации, в соответствии с которыми процедура выдачи подобных разрешений
часто бывает непрозрачной.

Угроза еще больших санкций

RT DE может обратиться с иском в независимый суд и потребовать пересмотреть
решение, принятое немецкими властями. А вот у DW никакой возможности
предпринять какие-либо действия и опротестовать запрет на вещание, который
является политическим решением российского Министерства иностранных дел, нет.
При этом, российские власти угрожают еще большими санкциями, несмотря на то, что
принятые им меры и так куда более масштабны, чем требование обратиться за
получением лицензии на вещание, которое ZAK предъявил к RT DE.

Как DW, так и RT DE являются международными вещателями, финансируемыми
государством. Но помимо этого они имеют мало общего. DW работает под
общественным контролем, который осуществляет немецкий Совет по
телерадиовещанию, а генеральный директор DW подчиняется только ему. Согласно так
называемому «Закону о Немецкой волне» (Deutsche-Welle-Gesetz), DW обязана
«предоставлять в Европе и на других континентах площадку для обсуждения немецких
и других точек зрения на важнейшие темы, особенно касающихся политики, культуры и
экономики, с целью содействия взаимопониманию и обмену между культурами и
народами».

Российские RT DE и Sputniknews со своей стороны представляют лишь официальную
линию российских властей. Они финансируются из российского государственного
бюджета и организационно интегрированы в контролируемую Кремлем медиа-сеть. По
мнению RSF, российские государственные СМИ за рубежом полностью зависят от
российского правительства как в финансовом плане, так и в плане контента.

Происходящее сейчас является напоминанием о необходимости безотоложного
устранения потенциальных пробелов в регулировании и гармонизации лицензирования
на европейском уровне. Так, «ТВ Новости» и представители российского правительства
ссылаются на наличие лицензии на вещание, выданной шестого декабря в
соответствии с Европейской конвенцией о трансграничном телевидении от 1989 года в
Сербии. Европейским органам регулирования СМИ следует договориться о едином
подходе, чтобы избегать ситуаций, когда из-за недостаточно четких правовых рамок,
эти разночтения используются для навязывания им принятия противоречивых
решений.

Россия уже объявила 115 СМИ и частных лиц «иностранными агентами"

Согласно реестру «иностранных средств массовой информации, выполняющих
функции иностранного агента» по состоянию на 26 января в него было внесено 115
СМИ и физических лиц. В их число входят почти все российские СМИ, которые
проводят журналистские расследования или критически освещают деятельность
российского правительства, или делали это до недавнего времени. Среди них Meduza,
VTimes, Mediazona, Proekt, The Insider, «Открытые медиа» и «ТВ Дождь». Часть из них
после этого прекратили свою деятельность. Также, восьмого октября прошлого года в
этот реестр  была добавлена международная расследовательская сеть Bellingcat.

Все, кто был объявлен «иностранными агентами», обязаны регулярно представлять
подробные отчеты о своей деятельности и о финансовой активности. Это требует
огромного объема бюрократической работы, которую физические лица, составляющие

http://www.gesetze-im-internet.de/dwg/
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/


примерно две трети из объявленных «иностранными агентами», называют
непосильной. Если в этих отчетах наличествуют ошибки или если лица, внесенные в
реестр, забывают добавить ко всем своим публикациям пометку «иностранный агент»,
они могут быть оштрафованы на значительные суммы или лишены свободы на срок до
пяти лет.

Россия занимает 150-е место из 180 стран во всемирном индексе свободы прессы RSF
за 2021 год.

https://rsf.org/en/ranking

